Опытно-поисковая работа по эмоциональному воспитанию личности школьника средствами музыкального искусства. Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов Опытно поисковая работа

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

В связи с этим вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализ используемых технологий и т. д.

Опытно-поисковая работа опирается на различные практические методы исследования : наблюдение, беседа, эксперимент, тест, личностные опросники, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, социометрия, анализ продуктов детской деятельности, анализ документальных источников, игра.

Различают констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа – измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-воле­вых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается исходный материал, который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) этап ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

В таком эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов наблюдения - экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выровнены, выровнен и состав групп. Если в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора наблюдаются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, гипотезу можно считать подтвержденной.

Возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Подводя итоги опытно-поисковой работе, очень важно для начинающего исследования не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа, действительно, может выступить критерием «истины».

В проектно-методических работах не предусматривается организация и проведение формирующего и контрольного эксперимента. Структура второй (практической) главы данного вида выпускной работы может включать описание диагностирующих методик, проекта педагогической деятельности по решению поставленной проблемы (система дидактических упражнений, игр, воспитательных мероприятий и т.д.), методические рекомендации.

Страница 1

В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, преподавателем технологии Фроловой А.А., классным руководителем Суховой Л.Н., администрация школы, 7 класс.

Основной целью опытно – поисковой работы является: проведение практического исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии.

Задачи опытно – поисковой работы:

1. Определить уровень самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

2. Повысить уровень самостоятельной работы учащихся на уроках технологии с помощью реализации рабочей программы и методических рекомендаций педагогам.

3. Произвести сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов опытно – поисковой работы и обобщить результаты.

Структура опытно – поисковой работы включает констатирующий этап, формирующий этап, итоговый этап.

Субъекты педагогического эксперимента: учащиеся, учителя, администрация школы.

Специфика проведения опытно – поисковой работы: для проведения опытно – поисковой работы был выбран 7 «в» класс, по окончанию опытно – поисковой работы были подведены итоги.

Констатирующий этап опытно – поисковой работы.

Цель констатирующего этапа опытно – поисковой работы:

Определить исходный уровень самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

Задачи констатирующего этапа опытно – поисковой работы:

1. Составить диагностический инструментарий для исследования уровня самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

2. Провести первичное диагностическое исследование уровня самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

3. Проанализировать результаты констатирующего этапа опытно – поисковой работы.

В ходе констатирующего этапа для исследования первичного уровня самостоятельной работы учащихся на уроках технологии был создан диагностический инструментарий:

Составлены вопросы предполагающие ответы «да» - «нет», после проведения диагностики подчитываются ответы – «да», и ответы – «нет», и переводятся в % соотношение.

Будут использоваться разнообразные диагностические методы: наблюдение, опрос.

Метод наблюдения - практический метод исследования – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Основное преимущество метода наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях.

Наблюдение во время самостоятельной работы учащихся включает: выборочное наблюдение за отдельными учащимися, за преподавателем, обеспечение деловой атмосферы.

Для исследования была составлена карта наблюдения за учащимися, определяющая уровень самостоятельности учащихся (карту наблюдения смотреть в приложении Г).

Опрос - практический метод исследования - для изучения и оценки свойств и проявлений личности (группы). Представляет собой стандартизированный опросник, состоящий из набора предложений, вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них получить информационную характеристику личности (группы). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью статистических процедур в стандартизированные балы, изображаемые в виде графика (диаграммы).

Информация о ообразовании:

Анализ кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что цель...

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме...

Социально-культурные технологии в организации досуга детей в оздоровительных лагерях
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей младшего школьного возраста, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, техническог...

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

В связи с этим вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализ используемых технологий и т. д.

Опытно-поисковая работа опирается на различные практические методы исследования : наблюдение, беседа, эксперимент, тест, личностные опросники, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, социометрия, анализ продуктов детской деятельности, анализ документальных источников, игра.

Различают констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа – измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-воле­вых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается исходный материал, который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) этап ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

В таком эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов наблюдения - экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выровнены, выровнен и состав групп. Если в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора наблюдаются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, гипотезу можно считать подтвержденной.

Возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Подводя итоги опытно-поисковой работе, очень важно для начинающего исследования не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа, действительно, может выступить критерием «истины».

В проектно-методических работах не предусматривается организация и проведение формирующего и контрольного эксперимента. Структура второй (практической) главы данного вида выпускной работы может включать описание диагностирующих методик, проекта педагогической деятельности по решению поставленной проблемы (система дидактических упражнений, игр, воспитательных мероприятий и т.д.), методические рекомендации.

Смирнова Светлана Валерьевна, учитель МОУ «Шарапово- Охотская ООШ» Серпуховский район.

Организация и проведение опытно-поисковой исследовательской деятельности учащихся начальной школы

    Введение.

При выборе форм организации исследовательской работы необходимо учитывать следующие моменты:

Уровень развития и подготовленности учащихся;

Интерес учащихся к определённым разделам данного предмета

1 из главных требований к формам и методам в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности. Многолетний опыт свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигают азы исследовательской работы, её технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями; состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе исследований, составлять по данным научно-исследовательской работы рефераты и выступать с ними на научно-практических конференциях.

    С чего начинать исследование.

    Правильно выбрать тему, которая должна отвечать условиям:

Основываться на пройденном или текущем материале;

Соответствовать тому направлению, в котором работает объединение;

Вызывать интерес учащихся.

2. Опираясь на формы и методы обучения, можно предложить несколько направлений исследовательской работы с учащимися:

а) Наблюдения:

За домашними питомцами;

За зимующими птицами;

За животными;

За растениями в парках, скверах, на улицах города;

За комнатными растениями.

б) Проведение и дальнейшее описание экспериментов, опытов :

На комнатных растениях;

Растениях учебно-опытных участков;

Животных живого уголка;

Животных вивариумов или экзотариумов и т.д.

в) Проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод.

г) Самостоятельная работа практического характера:

Описание объекта (например, муравейников):

Исследовательская работа как 1 из видов самостоятельной работы.

Направления исследовательской деятельности могут быть разные:

По заданию вузов:

По коммуникационным проектам:

По методикам, описанным в литературе;

По международным, региональным, областным и городским проектам…

    Что можно исследовать.

Исследовать можно все, то есть любые объекты живой и неживой природы, используя при исследовании различные методы биологических или физико-химических анализов. Проводить исследования желательно в комплексе.

Что даёт реализация научно- исследовательской деятельности учащимся?

Она позволяет, кроме образовательных, решить ряд следующих проблем:

Ознакомить учащихся с методологией и методикой объективного научного исследования;

Привить навыки по сбору, анализу и обработке информации;

Получить конкретные данные о состоянии местных экосистем и использовать их в дальнейшей работе на основании полученных результатов;

Взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию в сфере деятельности объединений УДО.

    Правила оформления результатов исследовательской работы учащихся.

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивая их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.

Раздел «Введение»

В этом разделе даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполнения работы, её научное и практическое значения.

Раздел «Основная часть» состоит из подразделов:

-«Цели и задачи»;

-«Материал и методики»;

-«Характеристика района исследования»;

-«Результаты исследования»

Раздел «Литература».

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Работы, изданные за рубежом записываются также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги, расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Текст может быть напечатан на машинке или компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака или, в крайнем случае, написан от руки синей или чёрной пастой. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.

Страницы нумеруются, начиная с 4. Первой страницей считается титульный лист. При первом упоминании животного, растения или микроорганизма в скобках указать видовое название на латинском языке.

К ботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Структура исследовательской работы и оформление

Строение работы:

1-й лист- титульный;

2-й лист-содержание работы;

3-й лист – введение

с 4-го листа начинается основная часть и т.д. по тексту.

Каждый подраздел должен иметь заглавие, писать его следует с нового листа.

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально. Справа или посередине пишется «Таблица №», ниже – название таблицы. При необходимости под таблицей даются примечания.

Если таблица не вмещается на 1 лист, то переносится на следующий и т. д.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т. д. имеют сквозную нумерацию

При участии в научной конференции участнику даётся положение по оформлению работы.

Вот какую исследовательскую работу готовила ученица 4 Б класса Леонидова Кристина.

Литература:

    М.В. Суворова «Опыт экологической работы со школьниками» , «Учитель» 2009.

    Домошенко Т.М. «Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы».

    Панина И.В. «Организация исследовательской деятельности учащихся», сообщение для кафедры учителей начальных классов МОУ ЛСОШ № 1

ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

БУХАРОВА Г.Д.

The article analyzes the concepts of «ex-perimental-search work», «experimentalresearch work» and «pedagogical experiment», provides possibilities of their use while carrying out a dissertational research on pedagogical sciences, and considers the criteria, indicators and levels that should be the basis for the research.

Работа с аспирантами и соискателями показывает, что зачастую такие понятия как опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент применяются ими без учета того, что данные понятия несут различную смысловую нагрузку и их следует разводить. Попытаемся разобраться с содержанием обозначенных понятий.

Опытно-поисковая работа - один из методов исследования, предполагающий внесение изменений в педагогический процесс только с учетом предварительно полученных позитивных результатов. В ходе и по полученным результатам опытно-поисковой работы можно судить, есть ли смысл вводить изменения в педагогический процесс, будет ли достигнута успешность и получена результативность внесения, например: изменений в содержание изучаемого предмета, практику воспитания и т.п.

Результаты опытно-поисковой работы чаще всего оцениваются по качественным критериям и показателям; уровни достижений в данном случае можно классифицировать как низкий, средний, высокий. При этом следует отметить, что допускается формирование экспериментальных и контрольных групп, проводятся соответствующие измерения и их математическая обработка на уровне сравнения полученных результатов, как правило, в процентах .

В ходе опытно-поисковой работы исследователи получают приближенные результаты, обладающие, тем не менее, достаточно убедительной доказательностью вследствие массового характера результатов исследования . Каждый из приведённых выше методов предполагает наличие экспериментальных и контрольных групп.

Контрольные группы - это группы испытуемых, в которых ничего не меняется в процессе проведения опытно-поисковой, опытно-экспериментальной работы, а также педагогического эксперимента.

Экспериментальные группы - это группы испытуемых, в которых внедряются новое содержание, новые методы, новые методики, технологии, педагогические условия и др.

Опытно-экспериментальная работа - метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой. Опытно-экспериментальная работа - это средство проверки гипотезы. Данный метод исследования выступает как разновидность педагогического эксперимента.

В основу опытно-экспериментальной работы положен эксперимент, в котором исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными, которые оказывают влияние на протекание того или иного процесса.

Различают традиционные и факторные планы проведения опытно-экспериментальной работы. При традиционном планировании меняется только одна независимая переменная; при факторном - несколько. Если изучаемая область является относительно неизвестной и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажной опытно-экспериментальной работе, результаты которой могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования.

Теоретической основой опытно-экспериментальной работы являются труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.Я. Найна, А.М. Новикова, А.В. Усовой.

Функции опытно-экспериментальной работы, по мнению В.В. Краевского, заключаются в получении достоверных знаний, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса . Внесение изменений в педагогический процесс на основе выявленных в опытноэкспериментальной работе тенденций и закономерностей составляет предмет исследования.

В.И. Загвязинский определяет опытно-экспериментальную работу как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы .

А.М. Новиков под экспериментальной работой понимает общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в контролируемых и управляемых условиях .

При организации опытно-экспериментальной работы необходимо учитывать такие условия эффективности ее проведения, как:

Анализ состояния проблемы в теории и практике работы образовательного учреждения;

Конкретизация гипотезы на основе изучения состояния проблемы в теории и практике;

Необходимость обмена информацией между субъектом и объектом педагогического процесса.

Планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом цели, предмета, гипотезы, задач исследования и основных положений проектно-ориентированного подхода.

В соответствии с этим разрабатывается программа опытно-экспериментальной работы, включающая в качестве основных компонентов педагогическую цель, цель и задачи опытноэкспериментальной работы, гипотезу, критерии, показатели, уровни и средства оценивания ожидаемых результатов.

Проведение опытно-экспериментальной работы предполагает следующую ее организацию:

Разработка программы опытно-экспериментальной работы;

Определение этапов опытно-экспериментальной работы;

Разработка критериально-уровневой шкалы;

Формирование экспериментальных и контрольных групп;

Анализ и обобщение результатов проведенной работы.

В основу проведения опытно-экспериментальной работы должны быть положены принципы:

Объективность;

Адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте исследования;

Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;

Принцип системности изучения исследуемого процесса, явления, объекта.

Педагогический эксперимент (от лат. experimentum - «проба», «опыт», «испытание») - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в пе-

дагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы педагогической деятельности.

Под педагогическим экспериментом в современной педагогике понимается метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания. Задачей эксперимента является выяснение сравнительной эффективности применяемых в педагогической деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.д.

В.В. Краевский, видит роль эксперимента в выявлении объективно существующих связей педагогических явлений, в установлении тенденций их развития, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса .

Несколько в ином видении у Ю.К. Бабанского рассматривался педагогический эксперимент как своеобразный комплекс методов исследования, который обеспечивает научнообъективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы .

По мнению Н.О. Яковлевой, педагогический эксперимент - это комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности выдвинутой гипотезы

И.П. Подласый рассматривает педагогический эксперимент как научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях .

Для Ю.З. Кушнера рассматриваемый эксперимент представляет активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики .

Из приведенных определений педагогического эксперимента можно сделать вывод, что педагогический эксперимент является методом активного, целенаправленного изучения отдельных сторон образовательного процесса. В обозначенных определениях отражаются все основные особенности педагогического эксперимента, выделяемые в научной литературе, а именно:

Создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества;

Активное воздействие исследователя на протекание изучаемого явления;

Возможность повторения результатов эксперимента в различных условиях;

Апробация полученных экспериментальных данных в массовом образовательном опыте.

Виды педагогического эксперимента в зависимости от масштаба: локальный, модульный, системный, широкомасштабный.

Локальный - частные эксперименты, не связанные между собой, например: новая программа по предмету.

Модульный - комплекс частных, связанных между собой нововведений, например: блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого коллектива или объединения.

Системный - нововведения, охватывающие всё образовательное учреждение. Разрабатывается Программа развития образовательного учреждения, например: перестройка всей школы под какую-либо идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего (гимназии, лицея).

Широкомасштабный эксперимент - это, например: эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования определенного уровня и направленности.

Проведение как опытно-экспериментальной работы, так и педагогического эксперимента должно реализовываться в соответствии с присущими эксперименту признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.

Педагогический эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям.

Во-первых, внедряемое в эксперимент средство должно быть ясным и однозначным;

Во-вторых, условия эксперимента должны быть строго фиксированными;

В-третьих, эти условия необходимо планомерно изменять, комбинировать, варьировать.

Педагогический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп.

Основными требованиями к педагогическому эксперименту являются следующие:

Точное установление цели и задач эксперимента;

Точное описание условий эксперимента;

Определение в связи с целью исследования контингента испытуемых;

Описание гипотезы исследования.

До начала проведения опытно-экспериментальной работы и педагогического эксперимента исследователю необходимо выявить критерии оценки процесса и определить показатели.

Критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, на основе которых можно судить о его состоянии и уровне функционирования .

Например, критериями могут выступать учебная мотивация, активность, самостоятельность, самоуправление, качество знаний, степень сформированности самообразовательных умений и пр.

Показатели - это количественные или качественные характеристики каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, являющегося мерой сформированности того или иного критерия.

Для реализации данной задачи могут служить показатели, составляющие их содержательную основу:

По социально-нравственному - отношение студентов к экономической культуре как к ценности, позитивная личностная эмоциональная реакция и оценка значимости экономических знаний и отношений в обществе, степень сопричастности к ним;

По деятельностно-рефлексивному критерию - готовность к экономической деятельности на собственное благо, общества и государства, способность принимать адекватные решения и давать оценку своим действиям в условиях новой экономики России.

На основании совокупности критериев и их показателей выявляются уровни сформированности, образованности, воспитанности и пр. учащихся студентов, будущих специалистов. Придерживаясь трехуровневой шкалы, принятой в большинстве стран мира - минимальный (minimal), общий (general), и продвинутый (advanced) уровни, выделяются высокий, средний и низкий уровни сформированности свойств или качеств учащихся, студентов, будущих специалистов. Приведём в качестве примера оценки экономической уровня образованности студентов (табл. 1).

Таблица 1. Критерии и показатели оценки уровня экономической образованности студентов

Социально- нравственный Отношение студентов к экономической культуре как к ценности, позитивная личностная эмоциональная Наблюдение, анализ устных ответов, участие в дискуссиях, деловых играх, решениях

Критерий Показатель Метод оценивания

реакция и оценка значимости экономических знаний и отношений в обществе, степень сопричастности к ним экономических задач и ситуаций, защита проектов; экспертная оценка

Деятельностно- рефлексивный Готовность к экономической деятельности, способность принимать адекватные решения и давать оценку своим действиям в условиях новой экономики России Наблюдение, опрос, самооценка, анализ участия в деловых играх, дискуссиях, ситуативных семинарах, экспертная оценка, анкетирование

Критерии оценки качества знаний должны соответствовать предъявляемым требованиям (табл. 2).

Таблица 2. Требования к критериям оценки качества знаний

Требование Характеристика требования

Объективность Критерий не должен быть функцией личности, характеристик субъекта, пользующегося им, если критерий не удовлетворяет этому требованию, то в педагогике он не только теряет смысл, но и вреден

Эффективность Критерий должен наиболее полно отражать факторы, влияющие на оцениваемый параметр учебного процесса

Надежность Это требование обеспечивается достаточной статистикой оценок по данному критерию

Направленность Критерий направлен на управление одним или одновременно несколькими видами деятельности.

Эффективные критерии и правильное их использование стимулируют совершенствование и интенсификацию педагогического процесса.

В педагогических исследованиях методы применяются обычно в совокупности. Только при этом условии поставленная задача будет решена правильно, будут выявлены научные закономерности того или иного педагогического процесса .

Рассмотренные в данной главе методы часто называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Успешность проведения педагогического эксперимента, опытно-экспериментальной работы определяется выполнением комплекса организационно-педагогических условий.

К числу организационно-педагогических условий следует отнести следующие.

1. Планирование (определение этапов эксперимента или опытно-экспериментальной работы и сроков их проведения; формулирование задач для каждого этапа и содержание исследования на выделенном этапе; уточнение методики проведения эксперимента или опытноэкспериментальной работы на каждом этапе; выявление критериев эффективности изменений, вносимых в учебный или воспитательный процесс для каждого из обозначенных этапов).

2. Определение экспериментальных и контрольных групп, примерно одинаковых по уровню подготовки.

3. Подбор преподавателей, обладающих примерно одинаковым уровнем профессиональнометодической подготовки.

Все прочие условия должны быть одинаковы для экспериментальных и контрольных групп. Полученные результаты должны быть обработаны с помощью качественных и количественных методов обработки экспериментальных данных. В настоящее время становится очевидным, что на уровне одних качественных описаний вряд ли возможно вывести закономерности воспитания и обучения. Требуется математическая обработка полученных результатов. Надежность, валидность и корреляции определяются с помощью методов математической

статистики. И только совокупность качественных и количественных методов обработки экспериментальных данных могут с определенной степенью точности приблизить исследователя к истинному результату.

Библиографический список:

1. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 2 кн. -М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007.

3. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. - М. : Издат. центр «Академия», 2006.

5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989.

6. Яковлева, Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - № 6.

7. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: учеб.-метод. пособие.

Могилёв: Могил. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2001.

8. Старикова Л.Д., Стариков С.А. Методы педагогического исследования. - Екатеринбург, 2010.

9. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. - Челябинск: УралГАФК, 1996.

Ключевые слова: диссертационное исследование, опытно-поисковая работа, опытноэкспериментальная работа, педагогический эксперимент, Критерии, показатели и уровни.

Keywords: dissertational research, experimental - search work, experimental - research work, pedagogical experiment, criteria, indicators and levels.

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ